Мосты жизни нашей…

Век XX – Железный мост и его спутники

Исторический очерк

С трамвайным мостом связаны и воспоминания о начале моей ранней трудовой деятельности.

Мои школьные годы кончились с началом войны. Здание нашей 33 школы взяли для военных нужд. Теперь в нем — Дом пионеров Куйбышевского района. Иногда, проходя мимо, с грустью замечаю, как за полвека вырос «культурный слой» асфальта. Парадная дверь, имевшая крыльцо из трех ступенек, теперь открывается на уровне тротуара, а четыре огромные зеркальные бемские стекла окон актового зала, давно разбиты, заделаны кирпичом, с какими-то искажающими весь облик здания двумя маленькими окошечками.

Не помню точно, что тогда повлияло на выбор специальности, возможно, это был пример моего соседа по квартире, киномеханика гарнизонного ДКА Торопова, но поступил я тогда на курсы киномехаников при областном управлении кинофикации, созданном перед войной. Помещалось оно на втором этаже кинотеатра «Художественный», над кассовым залом. Занятий в строго теоретическом плане нам не проводили. Осваивалось все на практике. Киномехаников старших возрастов позабирали на фронт. И у моего наставника уже была повестка о мобилизации, так что буквально через две недели начал я свою самостоятельную работу на городской кинопередвижке.

Одним из учреждений, где в первый год войны мне приходилось «крутить кино», была редакция газеты «Омская правда». А помещалась она тогда против Трамвайного моста, на втором этаже здания, там, где ныне столовая. От моста трамвайная линия делала зигзаг, проходя под окнами редакции, и выходила па улицу Сенную. У редакции одно время была трамвайная остановка. С транспортом было плохо, да и не только с транспортом, и фильмы иногда приходилось возить на трамвае. База кинопроката размешалась на следующей от редакции остановке – возле управления водников (на Почтовой улице).

В душной, зашторенной комнате окнами во двор, вокруг моей передвижки теснились сотрудники редакции. Кто делал пометки в блокноте, кто пил неторопливо чай, держа в руках подстаканники из соседнего буфета. Иногда просили прокрутить вновь отдельные части, чтоб вникнуть в смысл...

Фильмы были художественные, игровые, еще довоенные.

Но особенно пристальное внимание у журналистов вызывала документальная кинохроника. Наверное, я не ошибусь, если скажу, что первыми зрителями фронтовых киносюжетов были сотрудники редакции «Омская правда».

Первый фронтовой киносюжет появился в киножурнале № 63 за 1941 г. Затем появились и первые боевые киносборники № 1–3 с антифашистской сатирой. Особенно запомнился № 3 с новеллой о находчивом бойце-поваре Антоше Рыбкине. Возможно, еще и потому, что позднее этот сюжет послужил основой одноименного художественного фильма, где главную роль исполнял популярный артист Борис Чирков.

Впереди была еще долгая война – Великая Отечественная, в которой и мне довелось участвовать красноармейцем.

А в ту доармейскую пору, я и не предполагал, что в будущем мое сотрудничество с «Омской правдой» продолжится в других формах – в качестве автора различных публикаций по истории моего города.

Когда после долгой армейской службы я вернулся в Омск и стал работать в областном радиокомитете, обеих мостов – Трамвайного и Деревянного – уже не было. Говорили, что разрушило их весенним ледоходом году еще в 1947.

Ну, а Железный мост – на моей памяти – неоднократно ремонтировался: проводились сварка, окраска металлических конструкций, менялся верхний настил. С годами давали о себе знать усталостные изменения. Запаса прочности не хватало. Среди городских мостов рекорд долголетия пока сохраняется за Железным. Служил он омичам на протяжении 62 лет.

Но и мосты не вечны. В 1965 г. из-за плохого технического состояния он был закрыт и разобран.

На этой же трассе, по оси ул. В. И. Ленина, стали возводить новый, более совершенный железобетонный одноарочный мост.

Родословная Юбилейного отразила эволюцию омского мостостроения в течение всей его истории – с начала XVIII в. и почти до конца XX столетия. Техника сооружения мостов на Омке впитала в себя многовековой опыт городского мостостроения. Но у каждой эпохи свои трудности: экономические, строительные, эксплуатационные...

Проект одноарочного железобетонного моста с опорой на берега разработан Ленинградским НИИ мостов. Главный инженер проекта Л. И. Зейде.

Строительство велось мостопоездом М 413 Минтрансстроя в период с 1965 по 1967 г.

Архитектурное решение моста в духе типовой современности как-то не гармонирует с окружающей его старой застройкой. Думаю, что первостроители моста оставили возможность потомкам поработать еще над совершенствованием внешнего облика — элементами декора: торшерами, светильниками, перилами и другими деталями украшения.

Многие омичи, проходя по Юбилейному, наверное, обращали внимание на скромную табличку с датой – 1967 г. Введенный в эксплуатацию к 50-летию Советской власти – потому и Юбилейный, – мост в ноябрьские дни 1987 г., отметил свое 20-летие. Вот этот «юбилей местного значения» и послужил толчком к окончательному оформлению очерка.

Большие мосты – большие заботы.

Газета «Вечерний Омск» 10 июля 1987 г. под рубрикой «Актуальное интервью» опубликовала беседу корреспондента с главным инженером управления благоустройством города В. Д. Земляницыным на тему «Почему так быстро стареют мосты?». В ней отразились современные проблемы эксплуатации городских коммунальных мостов.

Помните, короткий век жизни многих омских мостов? Это – и результат отсутствия специальной «службы мостов». Хотя мосты теперь железобетонные, но интенсивность эксплуатационных нагрузок возрастает, и «гарантия их столетней службы» уже через четверть века выглядит весьма проблематично. Такой гарантией их надежности и долговечности, – считает Земляницын – могла бы быть специально созданная служба мостов.

Историческая ретроспектива о мостовых переходах на Оми, как мы уже убедились, органически связана с нашим современником Юбилейным. Но, если одной стороной своего 20-летнего бытия Юбилейный связан с прошлым, то другой устремлен в будущее, ибо мосты соединяют века, а иногда и эпохи. И эта неразрывность временного ряда «прошлое – будущее» привела нас к исторической перспективе.

Сегодняшний Юбилейный – это не просто путепровод через Омь – это и дорога в будущее города, и поддерживать её надо в здоровом состоянии, чтобы гарантия «столетней службы моста» стала реальностью.

И еще – относительно вышеприведенной беседы – о внимании к деталям. Если уже невозможно заглянуть в документы, то следовало хотя бы взглянуть на доски, прикрепленные к мостам: Комсомольский построен не в 1955 г., а раньше – в 1953 г., а Ленинградский не в 1957 г., а позднее – в 1959 г.

Но непрерывность жизни города материализуется не только в тех мостах, где строили наши предшественники и продолжают строить современники, но и в мостах духовных, ибо во все времена стержнем исторического сознания являлось настоящее.

Как и всякая историческая публикация, этот очерк не мыслится без того, что не будет подхвачен, развит, дополнен другими фактами, деталями, ибо социальный интерес к истории своего города так же непрерывен, как и сама жизнь.

А Юбилейный устремлен в ХХ век...

 

 

Мосты жизни нашей… : век XX – Железный мост и его спутники : исторический очерк / Евгений Евсеев // Омская правда. – 1988. – 23 июля. – С. 4.