Мосты жизни нашей…

Исторический очерк

 

Стоимость городских земель, отводимых под застройку, делилась на три категории. Наиболее престижные места, на Ильинском форштадте – близ моста, продавались по 1 разряду – 10 коп. одна квадратная сажень, по второму – 3 коп.

В 1836 г. Совет Главного управления дважды рассматривал представление «о исправлении деревянного моста через Омь».

В одном случае, найдя смету на ремонт моста завышенной, возвратил ее областному архитектору на переделку «по умеренным ценам». В другой раз потребовалась сумма 8,5 тысячи рублей – на ремонт «пришедшего в ветхость» моста. Совет, слушавший записку, постановил: «за отсутствием нужной суммы на строительство, по бедности жителей города» провести ремонт хозспособом, взяв деньги из земского сбора.

В 30-е годы прошлого века на ремонт моста практиковался сбор денег с проезда через мост купеческих возов по 5 копеек с каждого. Так накапливались суммы на ремонт моста на Оми.

В 1861 г., еще в бытность правления Дюгамеля, на Ильинском форштадте началось строительство губернаторского дворца (ныне музей ИЗО). Для связи с центральным правительством близ резиденции губернатора возводилась городская почта. В следующем году здесь была установлена и телеграфная связь с Екатеринбургом. Это на месте бывшего клуба связистов им. Подбельского по Почтовой улице (ныне Колущинского).

В новых условиях, когда резиденция губернатора находилась на одном берегу, а главные рычаги управления краем на другом, резко возрастала роль надежного моста через Омь. Ибо служил он не только связующим звеном различных зон внутригородской жизни, но и оказывал большое влияние на всю внутриполитическую и социально-экономическую жизнь края. А это, в свою очередь, оказало влияние на характер и направление близлежащей городской застройки вокруг моста.

Строительство этого нового моста на Оми связано уже с именем другого начальника края – генерал-лейтенанта Л. П. Хрущева. Герой крымской войны, времен, известных не только по «Севастопольским рассказам» Л. Н. Толстого, новый генерал-губернатор 3aпадной Сибири был человеком, уважаемым в городе. Обычно в Памятный для истории день обороны Севастополя – 12 февраля – в зале дворянского собрания (позднее реконструированном под театр музкомедии) общественность чествовала А. П. Хрущева. Именем его был назван один из новых и редких в ту пору на Иртыше пароходов, а в женской гимназии учреждена стипендия для бедной, или, как тогда говорили, «недостаточной ученицы».

Лидер сибирского областничества Г. Н. Потанин на склоне лет, в мемуарах, повествуя о былом, упоминает имя Хрущева. Якобы по его распоряжению над ним была совершена гражданская казнь. И происходила она у моста, на базарной площади Ильинского форштадта. Правда, Потанин отмечает, что было это рано утром и народу при экзекуции присутствовало мало. Однако соратники, сидевшие с ним на омской гауптвахте в период следствия по делу о сибирских сепаратистах, оставившие воспоминания как участники и очевидцы событий, о сем факте не упоминают. И исследователи проблемы сибирского областничества до сих пор не обнаружили архивных источника, новых данных, подтверждающих факт проведения гражданской казни Г. Потанина по приказу генерал-губернатора Западной Сибири. И, хотя фактов нет, но легенда эта привлекательна и живуча.

Нет-нет, да и появится в печати. В 60-е годы не обошла ее и «Омская правда», опубликовав статью Лапина. А недавно и А. Д. Колесников некритически ретранслировал этот факт в современность в своей популярной книжке «Памятники и памятные места Омска и области». В свое время просматривал я архивные дела о «Патриотах Сибири» и не обнаружил документов, подтверждающих этот сюжет.

Так вот, этот Хрущев, занявшись довольно энергично изучением находившейся в состоянии упадка торговли и промышленности во вверенном ему крае, и поставил вопрос о строительстве нового моста через Омь. Обусловливалось это еще и тем, что через Ильинский мост в те времена пролегал Сибирский почтовый тракт. День и ночь царило здесь оживление: мчались почтовые возки, фельдьегерские тройки, кареты чиновников везли распоряжения и указы Губернатора во все «присутственные места» края... К тому же пропускная способность устаревшего моста была невелика. Во время пожаров здесь скапливалось много народу, экипажей, возов – образовывались пробки.

До середины прошлого века мост на Оми был единственным и безымянным. Лишь с появлением второго моста, с Мокринского форштадта к Новой слободке, старый, в отличие от него, получил наименование Ильинского. Произошло оно от одноименной близстоящей церкви святого пророка Ильи. Сносили ее на моих глазах уже в 1935 г. Название Ильинский мост, надо полагать, бытовало и раньше, но лишь позднее закрепилось в официальных документах. В храмовый и другие большие церковные праздники, когда нищих у Ильинской церкви собиралось много, часть из них ходила собирать подаяние у прохожих на мосту. Нищая братия, христарадничавшая на мосту, получила наименование «мостырники». Отсюда и специализация: «мостырничать» – собирать милостыню у моста.

Второй постоянный свайный мост предполагалось возвести на зимней дороге, соединяющей Мокринский форштадт с растущей Новой слободкой. Поводом, ускорившим его сооружение, послужил пожарный случай. Однажды при сильном ветре во время пожара искры упали на Ильинский мост и вызвали его загорание. Мост подрядился возвести за 7,300 рублей серебром тобольский купец Пелищев.

Лес для него заготавливался в дачах Алтайского горного ведомства.

В декабре 1857 г. мост был готов.

Трасса этого моста – против Омского взвоза – на протяжении 90 лет не меняла своего направления. Менялись лишь мосты – вместо свайных ставились наплавные, затем вновь строили постоянные.

Для меня этот факт знаменателен тем, что дорога от Омского взвоза дала начало улице, где стоял дом моего деда Ивана Евсеева. Жизнь его была тесно связана с рекой. Работал он в пароходстве В. Т. Разумовского. Был такой буксиро-пассажирский пароход «Бедняк». Раз в неделю он курсировал из устья Оми до Тары и обратно.

Здесь, в доме деда, на Омской улице, родился мой отец, первое время жили мои родители, здесь и я родился.

Строительство моста на трассе Омского тракта стимулировало формирование улицы. Выбор трассы моста сказался и на планировочной ситуации прилегающего к ней района Слободскою форштадта.

Омская улица – одна из немногих в Куйбышевском районе, до сих пор сохранившая свое первоначальное название.

По приказу генерал-губернатора Хрущева новый мост в отличие от Ильинского получил наименование Николаевский. Но последующие мосты на этой трассе носили название Деревянный.

Старый Ильинский мост, простоявший около 40 лет, обветшал, и начальник края Хрущев приказал инженеру Лазареву заняться устройством нового моста.

Лазарев вместе с другими компетентными лицами, освидетельствовав мост, признал его состояние «...крайне неблагонадежным и, разделяя опасение генерал-губернатора Западной Сибири насчет могущей случиться катастрофы», посчитал, что для постройки нового требуется 20570 рублей.

Дело слушали в Главном управлении Западной Сибири. Учитывая, что «мост, по которому пролегает главный Сибирский почтовый тракт, пришел в такую степень ветхости, что сообщение через него сопряжено с большой опасностью», постановили выделить требуемую сумму. Не вызывала возражений и старая трасса, служившая средством связи уже полтора столетия.

Возвели новый мост рядом с Ильинским. Знаток омской старины, воспитатель кадетского корпуса Золотов зафиксировал дату его открытия – 4 июля 1870 г. Событие это запомнилось еще и тем, что впервые по такому случаю генерал-губернатор приказал устроить торжественный парад. Шествие через мост направилось к церкви святого пророка Ильи и здесь завершилось церковной службой. На новом шестипролетном мосту впервые в Омске было установлено 14 фонарей для ночного освещения. Мосту этому суждено было встретить XX век. Старость его была мучительна и тягостна. Как иронично писала омская газета в 1901 году: Ильинский мост «...имеет в числе своих особенностей дрожать как живое существо, обессиленное старостью и напуганное грозным призраком неизбежно грядущей катастрофы». Печальная закономерность – короткий век деревянных мостов на Оми – не обошла и Ильинский. Прослужив три десятилетия, он передал свою эстафету Железному мосту.

 

Мосты жизни нашей… : исторический очерк / Евгений Евсеев // Омская правда. – 1988. – 15 июля. – С. 4.