А начиналась Тара так...

 На севере нашей области стоит один из старейших городов Сибири - Тара. Вглубь веков уходит его история, а «биография» богата событиями. Старший научный сотрудник, ныне директор Госархива области Е. Евсеев недавно в центральных архивах страны нашел интересные документы по истории Тары. На их основе и написана публикуемая ниже статья.

 Первое упоминание о Таре относится к 1593 г. Это царский указ, в котором князю Андрею Федоровичу Елецкому повелевалось начать строительство Тарского острога. К далеким берегам сибирской реки Иртыш первый Тарский воевода отправился из Москвы с отрядом в 145 стрельцов. Царский указ предписывал выделить в его распоряжение еще отряды казанских, уфимских татар и башкир. В Тюмени и Тобольске также шло формирование отрядов из казаков, служилых татар, военнопленных для участия в «Тарском городовом строении». Отряд Елецкого вырос до 1740 человек.

Острог предполагалось ставить на реке Таре. Но нашли более удобное место на берегу Аркары, в версте от ее впадения в Иртыш. Здесь в начале лета 1594 года и заложен был город. Как и другие сибирские остроги, возводили его «наспех». К осени новый острог, в центре людной волости Курдак, начал свою беспокойную жизнь. Летопись отмечает, что... «построен малый город на 42 саженях квадратных. А острог был в длину ста пятидесяти сажен. Внутри острога надлежало быть обывательским двором. Но оное место было тесновато, многие по нужде за острогом построились».
После Тюмени и Тобольска это был самый значительный острог в Сибири. Складывание волостей и расширение границ Тарского уезда проходило в ожесточенной борьбе с Кучумом и феодальными властителями различных кочевых племен, которые стремились поработить коренное население Сибири.

Окончательно разгромил Кучума тарский воевода Андрей Воейков. В сентябре 1598 г. он доносил царю Борису Годунову: «И пришел государь я, холоп твой, на Кучум царя в 20-й день на солнечном восходе и бился с Кучумом царем до полдень; и божьим милосердием и твоим государевым счастьем Кучума царя побил».

Сибирские летописи свидетельствуют о том, что и после разгрома Кучума на тарской земле не было мира. С конца XVI столетия в пределы южной Сибири вторглись племена калмыков. Появление их в тарских волостях оживило деятельность кучумовичей. Тарские воеводы постоянно доносили в Москву о нападении калмыков на ясачное население уезда, разорение рыболовных и зверовых угодий, угон людей в плен. В 1607 г. воевода князь И. Гагарин организовал новый поход. Калмыки, имевшие холодное оружие, не могли противостоять русским, вооруженным «огненным боем», и были разгромлены.

О роли и значении Тары, как военно-административного центра и передового форпоста по борьбе с кочевниками, говорит и тот факт, что во главе воеводского управления, на протяжении всего XVII в., мы видим князей и стольников, присылаемых из Москвы. Они по поручению московского правительства посылали и принимали у себя иностранные посольства. По велению высшей администрации, а иногда на свой страх и риск, снаряжали отряды «для присмотра новых землиц», строительства слобод и укрепленных пунктов на далекой степной сибирской окраине.

Основным населением города в XVII в. были служилые люди. Тарского казака видели всюду, где была нужда в мужестве, смекалке, рабочей силе. Он возводил крепостные стены города и пахал землю, собирал ясак, водил суда и дощанки на Ямышевское озеро за солью, сопровождал партии колодников и иноземные посольства. Он нес основную тяжесть по охране и заселению края и, как тогда говорили, «был во всяких городовых посылках». Тарские служилые люди участвовали в строительстве Енисейска, Красноярска, Кузнецка и других острогов.

Развитие торговых отношений со странами Азии являлось одной из важнейших задач в политике московского правительства. Об этом постоянно напоминалось в воеводских наказах.

Бухарские и другие восточные купцы везли в Тару шелковые и хлопчатобумажные ткани, пряности, чай, фрукты. Из степи поступал калмыцкий и казахский скот. Пашенные крестьяне уезда поставляли в город хлеб, крупы, овощи. Поступление восточных, русских и местных товаров привело к возникновению в Таре устойчивого рынка, а затем зарождению и обособлению таких производств, как кожевенное, скотобойное, сапожное, свечное. С развитием земледелия возникают кузнечное и мельничное ремесла, мукомольный и крупяной промыслы, казенное винокурение.

Бухарские купцы пользовались особой привилегией, и в Таре образовалась даже целая бухарская слобода. Среднеазиатские караваны, прибывшие сюда, разбивались на группы и разъезжались по другим городам Сибири. В XVII в. на Тобольском рынке Тара выступала одним из постоянных поставщиков «мягкой рухляди» – пушнины. По удельному весу, в общем стоимостном балансе тарская охотничье-промысловая продукция здесь занимала второе место.

Феодальная Тара – город контрастов. С одной стороны, роскошь и богатство воевод, приказной и военной верхушки, купцов-толстосумов Шиховых, Бекишевых, Потаниных, Вехтиных, наживших состояния на торговле, а с другой стороны – нищета трудового люда, чьими усилиями возводился город. На столе простолюдина подчас даже ямышевская соль была роскошью. Непомерная эксплуатация трудового люда поднимала их на восстания. Кончались они жестокими поражениями. В одной из ведомостей XVIII в. так описывается финал бунта 1722 г.: «...Многие тарские жители получили смертную казнь, яко то отсечение головы, повешение за ребра, иные сажены на кол и протчими наказаниями усмирены. В сие время до 500 домов лучших граждан разорено, о чем по тобольской архиве выправиться можно. И от того времени город Тара прежнего могущества и красоты лишился». К 80-м годам XVIII в. в нем имелось лишь 700 домов и проживало 3 тысячи жителей.

На развитие экономики и культуры Тары определенное влияние оказала ссылка. Ссыльные знакомили тарчан с материальной культурой и передовыми идеями России, способствуя тем самым развитию общественной жизни города.

Строительство Тары явилось одним из важных прогрессивных результатов освоения нашего края, способствовало защите коренного населения от разорения и угона в рабство кочевниками юга Сибири, прекращению кровавых распрей враждовавших родов. Воздействие Тары на местное оседлое население выразилось в том, что оно усвоило новые производственные навыки, передовые, по тому времени, формы организации труда и хозяйствования, более высокую культуру.

 

 

А начиналась Тара так... / Е. Евсеев // Омская правда. – 1970. – 22 янв. (№ 17).