Вспоминая Мастера…
«С именем нашего земляка, выдающегося педагога, талантливого музыканта, заслуженного деятеля искусств РСФСР, профессора Московской консерватории Юрия Исаевича Янкелевича связано не только развитие, но настоящий триумф советской скрипичной школы».
Александрова, Л. К столетию профессора Янкелевича / Л. Александрова. – Текст : непосредственный // Новое обозрение. – 2008. – 20–26 авг. (№ 33). – С. 7.
«Родился он в Базеле, в Швейцарии».
Белокрыс, М. А. Вспоминая Мастера... / Михаил Белокрыс. – Текст : непосредственный // НОС (Новое омское слово). – 1999. – 4 марта (№ 9). – С. 11.
«Он родился 7 марта 1909 года в семье известного в Омске юриста И. Л. Янкелевича. Исай Леонтьевич был знатоком и любителем музыки и фанатом скрипки. При его содействии в Омске была открыта музыкальная школа и по его инициативе организовано Омское филармоническое общество, проводились концерты юных музыкантов».
Ученики скрипача на его Родине. – Текст : непосредственный // Омский вестник. – 1997. – 16 окт. – С. 10.
«В смутное время гражданской войны семья Янкелевичей оказалась в нашем городе. Они поселились в деревянном доме на углу Почтовой и Учебной улиц».
Белокрыс, М. А. Вспоминая Мастера… / Михаил Белокрыс. – Текст : непосредственный // Нос (Новое омское слово). – 1999. – 4 марта (№ 9). – С. 11.
«Что значил наш город в жизни Юрия Янкелевича? Ответ на этот вопрос можем найти в книге профессора Московской консерватории Татьяны Гайдамович «Жизнь педагога в творчестве его учеников»:
«Когда спрашивали самого Юрия Исаевича, где истоки его любви к музыке, педагогике, где основа его удивительной трудоспособности и внутренней дисциплины, он неизменно и с любовью вспоминал детство, юность, годы учения: «В доме моего отца, известного в Омске адвоката, всегда звучала музыка. В уютной гостиной репетировали концертные программы приезжие гастролеры, встречались местные музыканты. Мой отец сам часто брал в руки одно из своих главных сокровищ – скрипку Гварнери или Маджини. Вероятно, - улыбаясь, добавлял Юрий Исаевич, - любовь к хорошим инструментам и некоторый педантизм я унаследовал от отца. Но подлинной душой наших домашних музицирований была мама. Красивая, обаятельная, сама отличная пианистка, она неизменно вносила оживление. Больше всего я любил слушать ее игру. Так впервые я познакомился с сонатой ля мажор Бетховена и трио Моцарта (для фортепиано, кларнета и альта), где партию альта исполнял отец»».
Скрипач и гений педагогики. – Текст : непосредственный // Омская правда. – 2020. – 15 апр. (№ 16). – С. 16–17.
«Елена Исаевна, сестра Ю. И. Янкелевича: «Какой был его первый и любимый инструмент? У нас в гостиной висела огромная люстра с висюльками. Юра влезал на стул и играл палкой на этих висюльках»».
Графов, Э. Жили-были брат и сестра: современная сказка / Эдуард Графов. – Текст : непосредственный // Омская правда. – 1994. – 12 марта. – С. 5.
«В 9-летнем возрасте Юрий начал обучаться игре на скрипке. Первым его педагогом был А. А. Берлин (1896-1961), оставивший заметный след в культурной жизни Омска. Он окончил Петербургскую консерваторию по классу скрипки, его учителем был знаменитый Л. С. Ауэр. С 1916 года А. А. Берлин преподавал в музыкальной школе Омского филармонического общества, возглавлял ее с 1917-го по 1919 год. Организовал струнный квартет, играл в нем первую скрипку, устраивал вечера камерной музыки.
Но Юрий Янкелевич занимался у Берлина недолго: уже во второй половине 1921 года Берлин уехал в Ташкент, а затем в Москву. Вероятно, юный скрипач продолжал свое образование на первой ступени Омского музыкально-педагогического техникума, открытого на базе так называемой Единой музыкальной школы трех ступеней. В литературе встречаются сведения, что Юрий Исаевич окончил техникум по классу скрипки М. И. Колотухина, но они недостоверны. Дело в том, что выпускником Петербургской консерватории Колотухин приехал в Омск только в августе 1924 года. Янкелевичи же уехали из города уже во второй половине 1923 года…
В те годы в Омске были по крайней мере два прекрасных педагога, каждый из которых мог благотворно повлиять на дальнейшее развитие способностей Юрия: выпускник Петербургской консерватории А. В. Буздыханов – первый директор музыкального техникума, затем 2-й музыкальной школы, организатор и дирижер симфонического оркестра, и Г. П. Джигиль, окончивший Московскую консерваторию у профессора Гржимали. Бывший капельмейстер войскового оркестра Сибирского казачьего войска. Но все же с уверенностью назвать имя омского наставника Юрия я пока не рискую…
Творческая биография Ю. И. Янкелевича связана с Омском еще одной тоненькой ниточкой. Здесь 14-летним мальчиком он впервые выступил в открытом концерте, блестяще исполнив виртуозную «Интродукцию и рондо каприччиозо» К. Сен-Санса. Это был тот самый, вошедший в историю музыкального Омска концерт, состоявшийся 25 августа 1923 года, благодаря которому были собраны средства для поездки в Московскую консерваторию будущего известного композитора Виссариона Шебалина. С 1923 года и Юрий начал заниматься у профессора Ленинградской консерватории И. Р. Налбандяна, позже переехал в Москву, окончил в 1932 году Московскую консерваторию, затем аспирантуру у крупнейшего скрипача и педагога А. И. Ямпольского. Вот так начиналось восхождение Мастера к вершинам педагогического искусства».
Белокрыс, М. А. Вспоминая Мастера… / Михаил Белокрыс. – Текст : непосредственный // Нос (Новое омское слово). – 1999. – 4 марта (№ 9). – С. 11.
«В 1930-1937 годах Ю. И. Янкелевич был заместителем концертмейстера оркестра Московской филармонии, в дальнейшем сосредоточился исключительно на педагогической деятельности: преподавал в Центральной музыкальной школе, Музыкальном училище при Московской консерватории и в Консерватории (сначала как ассистент Ямпольского, затем вел собственный класс, заведовал кафедрой). Серьезно занимаясь теорией скрипичной игры, он создал ряд ценных методических трудов».
Александрова, Л. К столетию профессора Янкелевича / Л. Александрова. – Текст : непосредственный // Новое обозрение (версия). – 2008. – 20–26 авг. (№ 33). – С. 7.
«Во время войны он постоянно работал во фронтовых бригадах, сыграл более 400 концертов перед бойцами».
Скрипач и гений педагогики. – Текст : непосредственный // Омская правда. – 2020. – 15 апр. (№ 16). – С. 16–17.
«[Елена Исаевна, сестра Ю. И. Янкелевича]: Личная жизнь – это его ученики. У него не было выходных дней, отпусков. Нет, несколько раз он все-таки уходил в отпуск, но брал с собой детей и там продолжал заниматься с ними музыкой. Один раз они пошли даже на плоту, но пианино с собой почему-то не взяли. Наверное, боялись утопить в реке.
Нет, жена у него была – совершенно очаровательная Саррочка Розенфельд. Прекрасная женщина, прекрасная пианистка. Но два музыканта в одной семье, особенно, когда дом при этом кишит всевозможными вундеркиндами…»
Графов, Э. Жили-были брат и сестра: современная сказка / Эдуард Графов. – Текст : непосредственный // Омская правда. – 1994. – 12 марта. – С. 5.
«Юрий Исаевич мало ездил по миру – время было такое, только побывал по одному разу в Австрии, Японии, Германии. Мир покорили его ученики».
Скрипач и гений педагогики. – Текст : непосредственный // Омская правда. – 2020. – 15 апр. (№ 16). – С. 16-17.
«Юрий Исаевич умер <…> на операционном столе. Ему было всего 65 лет.
[Елена Исаевна, сестра Ю. И. Янкелевича]: [Юрий Исаевич упокоился] возле Донского монастыря. Я так благодарна архитекторам Якову Белопольскому и Якову Лившицу, они дивное надгробие сделали. Знаете, все-таки добрые дела идут в зачет. Юра прожил светлую жизнь, так ведь и люди к нему относились светло».
Графов, Э. Жили-были брат и сестра: современная сказка / Эдуард Графов. – Текст : непосредственный // Омская правда. – 1994. – 12 марта. – С. 5.