Павел Коган
«В разные годы Когана, ученика Лео Гинзбурга и Юрия Янкелевича (1969-76 гг.), можно было увидеть за пультом Загребского филармонического оркестра (с 1986 г.), в оркестровой яме Большого театра, где маэстро руководил постановкой оперы «Травиата» (1987); выступал он и с прославленными зарубежными оркестрами – Филадельфийским, Лос-Анжелесской филармонией, Мюнхенской филармонией, Симфоническим оркестром Баварского радио, оркестром Романской Швейцарии, Национальными оркестрами Франции и Бельгии, оркестром радио и телевидения Испании и другими. Ныне – он главный приглашенный дирижер в Солт-Лейк Сити. Этот список можно продолжать довольно долго…
– … мне очень помогает то, что я скрипач. Благодаря этому я чувствую себя совершенно свободно с самой большой группой симфонического оркестра – струнной. Я даже не могу себе представить, что было бы без этой свободы, без ощущения природы инструментов. Мы с Вами говорили о репетициях… Дирижер, который сам играет на инструментах оркестра, экономит массу времени и сил».
Коган, П. Дирижер и его оркестр / Павел Коган ; [записал] Дмитрий Ушаков // Музыкальная академия. – 2004. – № 1 (янв.-март). – С. 119–122.
« – Вы начинали как концертирующий скрипач, имели лауреатское звание. Почему вы сменили смычок на дирижерскую палочку?
– Меня привели в эту профессию совершенно другие мотивы, чем иных инструменталистов. Уже в десятилетнем возрасте я мечтал стать дирижером, был одержим этой идеей. Естественно, что обучаться дирижированию с детского возраста невозможно, поэтому до поры до времени я прилежно постигал скрипичное искусство и достаточно рано достиг здесь успехов: в семнадцать лет получил первую премию на престижном международном соревновании – конкурсе имени Сибелиуса в Хельсинки. Но уже за год до этого начал занятия как дирижер.
Уже в консерватории я учился одновременно по двум специальностям – с разницей в год. Мне было, конечно, очень тяжело и трудно после стольких лет отойти от скрипки, но я прекрасно понимал, что совмещать равно успешно две таких профессии и добиться в обоих одинаково высокого результата практически нереально, если к этому относиться серьезно, с полной отдачей.
– … музыка, которой я отдал и отдаю большую часть жизни, для меня единственная истинная ценность».
Коган, П. Развивая традиции / Павел Коган ; [беседовала] Евгения Кривицкая // Музыкальная жизнь. – 2004. – № 2. – С. 20–22.