Александра Максимовна Михайлова (Алешина) родилась 20 февраля 1923
года в селе Покровское Черемисинского района Курской области. Росла и
училась в селе, рано узнала тяжесть физического труда в сельском
хозяйстве.
В 1939 году вместе с родителями — отцом Максимом Николаевичем и мамой
Дарьей Ивановной — переехала в Запорожье, где взрослые устроились
работать на Запорожский моторостроительный завод. Александра Максимовна
пришла работать на этот же завод 22 июня 1940 года. Трудилась
рассыльной, потом плановиком. Но девушка хотела приобрести
специальность, и ее тянуло в цех. Постепенно стала осваивать токарный
станок. А ровно через год 22 июня 1941 года грянула Великая
Отечественная война.
Рассказывает Александра Максимовна: «Немцы не давали опомниться,
наступали на наши земли, самолеты шли тучей и нещадно бомбили город,
завод. Завод оборонного значения нельзя было оставлять врагу. Его стали
готовить к эвакуации: упаковывали станки, оборудование, режущий и
измерительный инструмент, документацию, чертежи. Трудились день и ночь и
все это переносили на железнодорожную эстакаду, а потом наша семья
вместе со всеми грузила это на платформы. В день 25-летия завода — 18
августа 1941 года — в Сибирь был отправлен последний эшелон с
оборудованием и людьми. Мы взяли с собой только самое необходимое и
легко одетыми отправилась в далекий путь на восток. Всем коллективом с
детьми и стариками ехали на открытых платформах. И не знали куда ехали.
Ехали только ночью, а днем прятались. Однажды наш эшелон настигли три
немецких самолета, пронеслись над головами. Видели, что едут старики и
дети, но поднялись вверх и оттуда сбросили бомбы. Бомбы упали рядом с
железнодорожным полотном. Больше они нас бомбить не стали — видимо у
этих немцев дома тоже остались родители и дети.
7 сентября мы прибыли в Омск. Вручную разгружали и перетаскивали
оборудование в открытое поле. Устанавливали станки, строили стены
заводских корпусов. Казалось, весь город поднялся для строительства
корпусов предприятия. Жить разместились в школах и на квартирах омичей.
Приехали мы в платьях и тапочках, а скоро сибирская зима.»
В ноябре 1941 года Запорожский моторостроительный завод (ныне Омский
моторостроительный завод им. П.И. Баранова), стоя под открытым небом,
выпустил первую партию продукции для самолетов. Вместе со всеми
трудилась и Александра Максимовна. Несмотря на возраст, токарь А.
Алешина была мастером своего дела и учила мастерству молодежь.
Вспоминает А.М. Михайлова (Алешина): «Руки примерзали к
27-киллограммовым деталям, замерзала эмульсия, которая охлаждает металл
при механической обработке. Чтобы поставить такую деталь на станок нужны
были мужчины, а их было мало. Это делали мы, 18-летние девчонки. Для
обогрева в цехе завода стоял паровоз, который обогревал паром, но его
тепла не хватало. Это был самый тяжелый год в моей жизни. Завод строился
и в перерывах между сменами мы шли на стройку. Нужно было строить
здание, котельную, все жизненно важные объекты — столовую, медпункт и
так далее. Промерзшие, недоедая и недосыпая, мы давали продукцию
фронту».
Мастерство Александры Максимовны проявилось и в слесарном деле. Она
была одновременно и слесарем и контролером, и не пропускала
некачественные детали на слесарную обработку. Состязаться с ней в работе
было сложно.
С такой высокой отдачей трудилась А.М. Михайлова на
моторостроительном заводе им. П.И. Баранова до выхода на пенсию, а общий
стаж ее работы составляет более 50 лет. С заводом связана вся ее жизнь и
судьба — здесь она встретила своего будущего мужа Михаила Георгиевича
Максимова, с которым прожила в любви и согласии более 60 лет. Уважение к
труду Александра Максимовна передала и своим детям — на родном заводе
трудятся четверо ее сыновей. Семья Алехиных-Михайловых является одной из
старейших династий Омского моторостроительного завода им. П.И. Баранова.
Ветеран труда Александра Максимовна Михайлова (Алешина) награждена
медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945
гг.», юбилейными медалями «Двадцать,
«Тридцать», «Сорок»,
«50» и «60 лет
Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и ведомственной
наградой «Заслуженный моторостроитель».
|