Домой E-mail Поиск Карта сайта Группа в контакте

    Общая информация

Официальные документы
Видео
Пресса о библиотеках
Проекты и программы
Навигатор по библиотекам
   
    Правила пользования
    Услуги

    Информационные ресурсы

Электронный каталог
Виртуальные выставки
Периодические издания
Библиографические издания
   

Точки доступа Wi-Fi

    Повышение правовой
    культуры

Центры правовой информации
Правовые ресурсы
Задай вопрос юристу
   
    «Пойман за чтением»
     фотобанк
   Библиотекарь рекомендует
 

   Молодежный Совет

    Коллегам

Наши выступления
Читальный зал
Дизайн библиотек
ПрофИнтернет
Приглашаем на работу
   
     Партнеры

 

Информационные листовки

Омское творение Лидваля

В 2011 году исполняется 95 лет со времени завершения строительства здания Управления Омской железной дороги.

Одной из ярчайших страниц в истории омской архитектуры стало строительство здания Управления Омской железной дороги. Основанием для его возведения послужил «Доклад Управления железных дорог от 19 сентября 1911 года за № 3090» в котором «Его высокопревосходительством г. Министром путей сообщения местом пребывания будущей Омской железной дороги назначен г. Омск». За основу было взято здание Управления Южной железной дороги в Харькове, построенное по проекту архитектора А. Дмитриева. Оно представляет собой замкнутый прямоугольный контур с тремя внутренними дворами-колодцами, связанными между собой посредством арок, расположенных на одной оси. В здании 5 лестниц, с трехмаршевой центральной. После рассмотрения и одобрения данного проекта инженерным советом 8 марта 1912 года было рекомендовано: устроить в здании, где общая площадь помещений (не считая цокольного этажа) 3700 кв. сажен, водопровод, центральное отопление, вентиляцию, лифты. Его наружную и внутреннюю отделку предполагалось сделать простой. Первоначально в конкурсе на разработку фасада здания первое место получил архитектор-художник

В.Ф. Оржешко. Однако его проект был отвергнут министром путей сообщения, предложившим поручить разработку фасадов петербургским архитекторам А.И. Дмитриеву и Ф.И. Лидвалю. Дмитриев в виду занятости отказался, а Лидваль в январе 1914 года согласился и уже в первой половине того же года его проект был принят с одобрением.

По замыслу архитектора фасад здания двухярусный. Нижний, двухэтажный ярус выполнен из «рваного» гранита, а верхний, трехэтажный богато декорирован лепниной и скульптурой. В центре фасада – большая входная дверь, состоящая из 3 частей, объединенных арочным завершением. Над аркой – четыре полуколонны ионического ордера, увенчанные женскими аллегорическими фигурами, олицетворяющими службы железной дороги: Путь, Тягу, Движение, Управление. Фоном для них служит глухой парапет с надписью «1914. Управление Омской железной дороги. 1917». Эта надпись повторяется и на дворовом фасаде. Пространство 4 и 5 этажей центрального ризолита украшено барельефами, изображающими крылатых ангелов. На боковых ризолитах в межоконных проемах верхнего этажа установлены две пары герм с изображением богини юности Гебы. Эскизы скульптур фасада предложил городской архитектор П.Ф. Горбачев, а выполнил талантливый скульптор из чешских военнопленных Ф. Винклер.

Торжественную закладку этого самого большого по тем временам здания Омска 6 июня 1914 года освятил епископ Омский и Павлодарский Андроник. На работах помимо русских рабочих были заняты военнопленные австро-венгерской армии. Строительство осуществилось в короткие сроки, и 4 сентября 1916 года газета «Омский телеграф» сообщила о его завершении. Окончательная внешняя отделка здания, декор и скульптуры были выполнены в 1917. В этом Ф. Винклеру помогал целый интернациональный коллектив – формовкой рельефов занимались поляки и итальянцы, цементную массу готовили чехи и румыны, глину для лепки– венгры. Винклер лепил из глины рельефы, затем с них снимались клеевые формы, с которых в гипсе отливались готовые формы. Для внутренних помещений здания было выполнено большое количество горельефных и рельефных композиций. Все они отливались в цокольном этаже, и в дальнейшем устанавливались на места. Аллегорические скульптуры для фасада из армированного пескобетона лепились прямо на месте установки. Приготовленную пескобетонную массу скульптор с помощниками «набивал» на стальной каркас. Создав фигуру вчерне, он приступал к проработке деталей – лепил лица, руки, обнаженные части тел, складки драпировки. Все статуи выполнены им в духе необарокко, а их прически – в стиле модерн. Каждая фигура имеет свои индивидуальные черты: «Путь» - самая могучая, «Тяга» - самая очаровательная, «Движение» - самая драматичная, «Управление» - самая величественная. Все они сделаны с учетом их визуального восприятия снизу и освещенности. Поэтому все фигуры слегка вытянуты вверх, зрачки их глаз углублены под сильно выступающими верхними веками. Благодаря этому и скульптуры, и их глаза хорошо видны с большого расстояния. А фигура «Движение» имеет свою особенность – она больше остальных выступает вперед, поэтому самая первая освещается лучами солнца.

Построенное на южной окраине старого Омска здание является настоящим украшением города. Особенно ярко это проявилось после проведенных в 2000 году реставрационно-восстановительных работ и благоустройства прилегающей к нему территории, когда здание предстало перед омичами во всей своей красе. Управление железной дороги размещалось в его стенах до реорганизации, а в 1961 году его занял Томский институт инженеров железнодорожного транспорта (ныне Омский государственный университет путей сообщения). Так что «железнодорожная» жизнь архитектурного творения Лидваля в Омске продолжается и поныне.

Гостевая книга

Поиск:

 

Поиск по сайтам публичных библиотек:

 

Продлить книгу

 

Мы Омск

 

Интеллект-игры

БИБЛИОТЕКИ
Центральная городская библиотека
Специализированные
Библиотека детской периодики
Библиотека "Мир женщины"
Библиотечный центр "Дом семьи"
Библиотечный центр "Культура Омска"
Детская историческая библиотека "Отечество"
Компьютерная библиотека
Детские
Детская библиотека им. А.П. Гайдара
Детская библиотека им. А.С. Пушкина
Детская библиотека им. А.Ф. Палашенкова
Детская библиотека им. И.А Крылова
Детская библиотека им. Лизы Чайкиной
Детская библиотека им. О. Кошевого
Детская библиотека им. Т. Белозерова
Детская библиотека "Книжная галактика"
Детская библиотека "Планета детства"
Детская библиотека "Солнечный город"
Детская библиотека "Читайка"
Первая детская библиотека
 
Библиотека им. А.И. Герцена
Библиотека им. А.М. Горького
Библиотека им. А.П. Чехова
Библиотека им. В.В. Маяковского
Библиотека им. В.Г. Белинского
Библиотека им. Г.А. Вяткина
Библиотека им. Д.И. Менделеева
Библиотека им. Зои Космодемьянской
Библиотека им. Л. Мартынова
Библиотека им. Л.Н. Толстого
Библиотека им. М.В. Ломоносова
Библиотека им. М.Ю. Лермонтова
Библиотека им. Н.А. Добролюбова
Библиотека им. Н.А. Некрасова
Библиотека им. Н.Г. Чернышевского
Библиотека им. Н.К. Крупской
Библиотека им. П. Васильева
Библиотека им. Р. Рождественского
Библиотека им. Ф.М. Достоевского
Библиотека "Заозерная"
Библиотека "Меридиан"
Библиотека "Радуга"
 

Новости //  Омские даты // О муниципальных библиотеках // Библиотеки ОМБ // Правила пользования // Услуги //  Ресурсы //  Коллегам
Библиотекарь рекомендует //  Молодежный Совет //  Партнеры // Гостевая книга // Карта сайта



При перепечатке и цитировании ссылка на официальный сайт БУ г. Омска «ОМБ» обязательна.


Домой E-mail Поиск Карта сайта  

© 2005 - 2012 БУ г. Омска "ОМБ"