Писать о тех, кто работает долго и известен многим – понятно и оправданно. Таня Раскатова в ЦСМБ всего год с небольшим. Совсем недавно она с другими студентками университета была у нас на практике, а сегодня Татьяна – сотрудник методического отдела, участник всех мероприятий системы и менеджер проекта «Мобильная книга».
Чего только нет в тех мирах, что создают люди, проходя свой жизненный путь. Продавленные кресла, гламурные журналы, костры с гитарами, таланты и поклонники, волки и овцы, короли и капуста. К одному зайдешь - и пусто, и скучно, и какие-то старые бумажки шелестят. Про другого говорят – космос.
В Танином мире – многолюдно. Люди входят и выходят, продвигаются вперед. Друзья и подруги, студенты университета. Молодые поэты и писатели – одиночно и группами. В огнях, в дождях и в туманах. Тоскуя, воспевая, интригуя и хулиганя. Она знает их имена и помнит строчки, потому что, второе – надо было двигать омский буккроссинг, третье – организовать встречу с авторами, а самое первое все же – потому что ей это интересно. Среди многоголосья современников звенят строчки любимого ею Серебряного века, и белыми кроликами проскакивают мысли кэролловской Алисы: «...сидеть без дела, сами знаете, дело нелегкое», «Приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте, а чтобы попасть в другое место, нужно бежать вдвое быстрее». Это Алиса или сама Таня? Бегущая среди марафонцев, бегущая на выставку, бегущая по заданию. И при этом впечатления бегущей не производящая. Скажем так – легкая на подъем. Кроме родного профессионального высшего образования, полученного в ОмГУ им. Достоевского, за ее плечами кафедра иностранных языков гуманитарного факультета ОмГТУ. И художественная школа. Это пройдено, но не забыто. За плечами не опавший купол некогда раскрытого парашюта, за плечами – крылья.
“Кому нужны книжки без картинок... или хоть стишков, не понимаю!” - думала Алиса». Или редактор университетского журнала «Пилигрим», предлагавшая студентам рисующим проиллюстрировать стихи студентов пишущих. Или Таня, оставившая на страницах «Пилигрима» свои графические фантазии.
Еще фантазии вставляются в рамки или размещаются на сайте «В Контакте». В одних – тянутся, скручиваются, струятся тонкие линии, от других исходит сине-фиолетовый свет вечеров и снов. Фантазии отправляются на конкурс, и в ряд прочих «обрамленных» достижений методического отдела достойно вступает диплом: «Награждается участник XI выставки Секции библиотек по искусству РБА и Российской государственной библиотеки по искусству «Художественное творчество библиотекарей» Раскатова Татьяна Владимировна».
Первый раз Таня Раскатова появилась в методическом отделе с группой студенток-практиканток. Именно эти девушки придумали игру «МетроОмск». Идея была одобрена, но реализована не сразу, так как требовала доработки. А потому она смирно дождалась, когда Татьяна Владимировна придет в методический отдел в качестве молодого специалиста и займется ею вплотную. Теперь электронная викторина в виде путешествия по веткам воображаемого метро активно используется на всевозможных мероприятиях и размещена на сайте ЦСМБ.
Но земной поверхности и виртуального пространства Татьяне явно недостаточно. Ей нужно копать вглубь земли и вглубь веков. Поэтому она присоединялась к подруге в археологических экспедициях по Омской области. И немножко поучаствовала в раскопках Воскресенского собора – первого каменного здания, построенного на территории омской крепости. А, думаете, как проводит свой отпуск молодежь двадцати с небольшим лет? Нет, далеко не вся она стремится в Турцию, Египет и другие удаленные географические объекты.
Таня, ее сестра и друзья выбирают родные пределы. Летние отпускные фото: древний Тобольск, Подмосковье – Сергиев Посад, Оптина пустынь, усадьба Абрамцево… Крутые ступеньки – вверх, и там, наверху – жаркий свет огромного колокола, качнувшегося прямо в кадр, темный силуэт коровы, пасущейся где-то у подножья могучей древней белокаменной башни. Вообще много синего неба и белых стен.
Много церквей, колоколен, голубых и золотых куполов. А также лугов, речных берегов, деревянных домов. Дом, где до отправки в Екатеринбург пребывала царская семья. Скамья, выложенная плитками с рисунками самого Врубеля. Музей, где один из залов выглядит, как старая классная комната. Посидели за партой, постояли в углу на коленях, там, где рядом розги в ведерке и горох на большом подносе – прониклись.
Прожив в Сергиевом Посаде несколько дней, Таня с подружкой порой делали так: садились на электричку, выходили на какой-нибудь остановке и просто бродили, рассматривая окрестности.
«Зачем ты столько ревела, дурочка! - ругала себя Алиса, тщетно пытаясь доплыть до какого-нибудь берега. - Вот теперь в наказание ты утонешь в собственных слезах! Да нет, этого не может быть, - испугалась она, это уже ни на что не похоже! ...Это и называется, по-моему, оказаться в плачевном положении».
Это еще одна из любимых Таниных цитат из Кэролла. Но никаких слез! Она негромкая, серьезная, сосредоточенная и… улыбчивая. Улыбка вспархивает легко и быстро. «Чему ты улыбаешься? – Не знаю». И смеется. «Чему смеешься? - Так просто». И опять смеется. В «Континенте» на Днях Омской культуры: «Ой, мне здесь так нравится!». Это после того, как не один день отстояла на ногах. У старших коллег к этому времени чувство новизны несколько притупилось, хотелось на родные рабочие места.
По пути к новому году, когда до заветной новогодней ночи оставалось буквально десять дней, Таня Раскатова отметила свой день рождения. Это ее, декабрьский, Татьянин день – белый, морозный, праздничный. Начался новый год ее молодой жизни. И неизвестно, что там вспыхнет впереди, и кто встретится, и какая идея захватит ее. А потому желаем ей жить радостно, увлеченно и с открытым сердцем.
Лариса Зайцева, ЦГБ