Декабрь 2008
Библиотекарь идеальный – библиотекарь реальный
Одно из важных профессиональных качеств любого специалиста – компетентность, то есть совокупность когнитивных, проектировочных, конструктивных, коммуникативных, организаторских и аксиологических умений.
Профессиональные качества библиотекаря можно разделить на группы, отражающие: отношение к работе, общий стиль поведения и деятельности, когнитивные и креативные способности личности, отношение к себе и людям. Выявлению профессионально значимых качеств библиотекаря была посвящена деловая игра «Библиотекарь идеальный – библиотекарь реальный». Участниками игры стали: специалисты ЦСМБ (молодые библиотекари, стажисты, библиотечные специалисты с небольшим стажем работы); студенты филологического факультета ОмГУ им. Достоевского (кафедры «Библиотечно-информационной деятельности») и Омского библиотечного техникума.
В ходе игры участники определяли свой доминирующий стиль общения и поведения в коммуникации, а также уровень притязаний и самооценку.
В процессе свободной дискуссии были определены десять качеств, необходимых библиотекарю: профессионализм, общая культура, понимание смысла работы, коммуникабельность, эрудиция, внимательность, творческое отношение к работе, умение общаться с людьми и работать с информацией, стремление к знанию.
Данные тестирования показали, что 60% специалистов ЦСМБ, принявших участие в игре (в основном, это стажисты), имеют завышенный уровень притязаний, 33% - заниженную самооценку и 7% - адекватную.
Подводя итоги тестирования, участники пришли к выводу, что уровень притязаний библиотечного специалиста должен быть не просто адекватным, а даже слегка завышенным, чтобы избежать развития комплекса неполноценности, мешающего работе и реализации творческих способностей. Этому не противоречит умение идти на компромисс, поскольку самым конструктивным стилем работы является сотрудничество.
К результатам групповой работы библиотечных специалистов ЦСМБ можно отнести и то, что игра велась по правилам культурной коммуникации. В ходе игры было проведено сравнение моделей «библиотекарь идеальный» и «библиотекарь реальный» и составлена профессиограмма библиотечного специалиста. Значимыми качественными характеристиками определены: творческое отношение к деятельности, внимательность, понимание смысла работы.
В игре была предусмотрена ловушка. Заключалась она в том, что профессионализм был выделен отдельно в самостоятельную единицу, как составляющая часть профессиональной компетенции. Но в процессе рефлексии участники догадались, что все эти характеристики и являются составляющими профессионализма библиотечного работника и его профессиональной компетенции и проранжировать их по степени значимости очень трудно, т.к. все они, вместе взятые, необходимое условие высокого профессионального уровня.
Студенты библиотечного техникума в модели «Идеальный библиотекарь» выделили такие качества как: профессионализм, коммуникабельность, умение работать с информацией. Портрет «реального библиотекаря» мало чем отличается от идеального образа. Студенты высоко оценили профессионализм, коммуникативные качества, внимательность, эрудицию и творческое отношение к труду реальных библиотечных специалистов, с которыми они уже достаточно знакомы. В процессе обсуждения, на вопрос: собираются ли они работать в библиотеках, 72% опрошенных ответили утвердительно.
Группа студентов филологического факультета ОмГУ им. Достоевского (кафедры «Библиотечно-информационной деятельности») оказалась с нереально завышенным уровнем притязаний. Вероятно, это можно объяснить тем, что в игре приняли участие наиболее успешные студенты, имеющие достаточно высокий социальный статус в своей среде, лидеры с доминирующим стилем соперничества.
Интересно, что для студентов пятого курса наиболее значимыми профессиональными качествами оказались: профессионализм, эрудиция, общая культура, умение общаться с людьми и работать с информацией. Также в ходе рефлексии было отмечено, что студенты пятого курса при выборе своего будущего места работы предпочитают что угодно, только не библиотеки, и это даёт нам пищу для размышлений, а также необходимость искать пути и методы привлечения молодых специалистов в ЦСМБ.
В.П. Бахтыгареева, методист-психолог, ЦГБ