Июль 2011
БИБЛИОТЕКАРЬ НЕКОНФЛИКТНЫЙ?
Как сообщила Жанна Землякова, начальник ОИД ЦГБ, библиографы МУК «ЦСМБ г. Омска» и специалисты библиотек, исполняющие их обязанности, приняли участие в социологическом исследовании «Профессиональный портрет библиографа», организованном отделом информационной деятельности ЦГБ совместно с кафедрой библиотечно-информационной деятельности ОмГУ им. Достоевского. Один из тестов исследования проводился по методике Томаса-Килмана и назывался «Способы реагирования на конфликтные ситуации». Пять вариантов поведения человека в конфликтной ситуации представлены в опроснике двенадцатью суждениями в тридцати различных комбинациях.
Результаты исследования показали, что наибольшее количество специалистов муниципальных библиотек (53,2%) выбирают стратегию поведения в конфликтных ситуациях – избегание, 32% – компромисс, 6,4% – приспособление и по 4,2% отдали предпочтение сотрудничеству и соперничеству.
Характеристика вариантов поведения в конфликтной ситуации К.Томаса и Р. Килмана:
соперничество (соревнование) – в конфликтологии самый неэффективный, но часто используемый способ поведения в конфликтах, выражается в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;
приспособление – означает, в противоположность соперничеству, принесение в жертву (игнорирование) собственных интересов ради другого;
компромисс – вид соглашения, когда конфликт разрешается путем уступок с обеих сторон;
избегание – уклонение, предполагает нежелание сотрудничества или отказ (игнорирование) от своих интересов;
сотрудничество – когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.
Авторами теста предполагается, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигнет успеха. При таких формах поведения как конкуренция, приспособление и компромисс - или один участник оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, либо проигрывают оба, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше.