Представляем нового автора рубрики - Екатерину ШИШИКИНУ, студентку ОмГУ им. Ф.М. Достоевского филологического факультета, читательницу библиотеки им. Ломоносова.
Марина ЮДЕНИЧ «НЕФТЬ»
Золотисто-глянцевые томики бестселлера «Нефть» Марины Юденич, лежащие на полках магазинов, напоминают с виду золотые слитки. Ассоциация вполне оправданная. Ведь именно так называемое «черное золото» стало в наши дни основной валютой, показателем власти, предметом международных войн. О борьбе за новое золото и рассказала в своей книге политтехнолог и журналист Марина Юденич, фигура во всех смыслах неординарная. В свое время она оказалась наблюдателем самых крупных политических переворотов, произошедших в России в 90-е годы: перемены в системе правления, появление так называемых олигархов, начало борьбы за нефть и мировое влияние. Еще до выхода самой книги в свет ее пророчили как обличающее полотно, обнажившее политический тайны 90-х годов. В итоге же получилось довольно изящное, умное произведение-рассуждение, которое, впрочем, разошлось большим тиражом. С первого взгляда покажется, что за подобное откровение книгу должны были непременно сжечь. Но ее особенность в искусном смешении реальности и художественного замысла, грань между которыми аккуратно завуалирована. «Нефть» - это не обличающее зеркало, призванное высмеивать и обличать. По словам Марины Юденич, – это витраж, в котором смешалась реальность и художественный вымысел. «…Вот разбили зеркало, - рассказывает Марина, - а потом его по новой склеили. Каждый осколочек – он был, но в том порядке, в котором я его разложила – это уже мой авторский умысел». Несмотря на всю серьезность и монументальность книги, в ней немало противоречий. Одним из них является неожиданная смерть главного героя Леонида Лемеха, который явился собирательным образом современных олигархов. К тому же неоднозначен образ автора, который то наблюдает за происходящим в тени, то неожиданно дает субъективные оценки. На данные противоречия Марина Юденич дала свои разъяснения: - Марина, какую все-таки роль играет автор в вашем романе? В нем вы активный деятель или пассивный наблюдатель? - Я полагаю, что в корне неверно отождествлять автора литературного (и любого произведения) с его героями, если, разумеется, автор сам прямо не указывает на это. В то же время, любое авторское изложение (будь то прямая речь героя, описание городского пейзажа или оценка политического события) всегда субъективно. Большинство описанных мною событий имели место быть, герои - вполне реальные люди, с большинством которых я знакома лично, потому все описанное - есть мое представление о том, как было и как могло бы быть. - Почему в книге такой банальный конец – смерть главного героя? По идее он мог остаться жив и затеять новую аферу? - Потому что Лемех - на мой взгляд - герой тех самых 90-х, которые к счастью - опять же, на мой взгляд - безвозвратно канули в Лету. Для наглядности - если бы воду в аквариуме заменить на кислород, то как оставить в живых рыбок? У кого-то из них, вероятно, жабры трансформируются в легкие и они выживут, перестав быть рыбками. Но Лемех - слишком "рыба" и слишком уверен в том, что "рыбы" - главные существа во Вселенной - чтобы измениться. - На что в вашей книге вы хотели бы в первую очередь обратить внимание? - На то, у края какой пропасти стояла Россия в начале 90-х. Впрочем, об этом я много пишу и в своем Живом Журнале. - Как вы считаете, кого в первую очередь заинтересует ваша книга? - Аудитория "Нефти", как показывают опросы - мужчины (более 70%), в возрасте от 25 до 55 лет, занятые в среднем и крупном бизнесе или политике, либо увлекающиеся последней.
Сейчас Марина Юденич пишет вторую часть романа – «Нефть-2», которая будет уже о наших днях. Но это уже, как говорится, совсем другая история.
Евгений ГРИШКОВЕЦ «ДРЕДНОУТЫ»
Есть книги, содержание которых не знаешь и все равно не берешь в руки, а есть те, которые говорят о привычных истинах, но, тем не менее, читаешь их с большим удовольствием. Именно ко второму виду и относятся произведения Евгения Гришковца. Одна из его последних работ - изданная на бумаге и неоднократно звучавшая со сцены пьеса «Дредноуты». Новый опус автора – это не очередной и привычный многим аккуратный томик, а красивое подарочное издание с изящными миниатюрными иллюстрациями, выполненными художником Романом Кулешовым. Эта книга своей непривычной формой напоминает альбом для набросков, который часто используют художники. Все повествование «Дредноутов» словно сшито из маленьких историй-зарисовок. В них автор рассказывает о событиях Ютландской битвы времен Первой мировой войны, о ее участниках – исполинских кораблях, названных дредноутами… И самое главное, - об отважных и мудрых людях, служивших на этих судах. Но Гришковец повествует не столько о войне, сколько о человеческих ценностях и судьбах. Он искренне удивляется в предисловии, почему женщины предпочитают путаные исследования по мужской психологии благородным книгам о подвигах и кораблях. «Там, в книгах про корабли, есть много про мужские мечты, иллюзии, амбиции.… И есть описания! Да, да, описание мужчин в том состоянии, в котором женщины мужчин никогда не видели», - рассказывает писатель. Так что подзаголовок «Пьеса для женщин» вовсе не ограничивает аудиторию, а наоборот, предполагает ее расширить. Когда читаешь эту книгу, создается впечатление, что слушаешь неспешный монолог самого автора. Как будто он сидит рядом с тобой, пьет, например, крепкий чай или кофе, изредка отвлекаясь на то, чтобы взглянуть в окно, и опять продолжить свой рассказ. И возраст рассказчика как бы постоянно меняется. То он предстает в роли умудренного жизнью матроса, то в роли маленького ребенка, наивно восхищающегося событиями ушедших лет, отвагой и мудростью участников сражения. Говорить просто о сложных вещах – любимая особенность Гришковца. Ему удается рассказывать о тысяче вещей легко и просто, без тени пафоса и претензии на эпатаж. Любители классифицировать книги по жанрам в этот раз зайдут в тупик. Это Гришковец, и все этим сказано. «Дредноуты» очень умная и красивая книга, написанная вдумчиво и неспешно. В ней писатель мимоходом думает о том, как найти таинственный иероглиф, непохожий на тысячи остальных. Кажется, само произведение автора и стало этим сильным и лаконичным знаком, о котором он рассуждал.
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
© 2005 - 2012 БУ г. Омска "ОМБ" |