Май 2008
Откуда приходят сказки
Ответ прозаический: из головы, зачастую – по производственной необходимости. Нет, конечно, вначале они приходят в светлые головы сказочников, и уж потом в эти цветущие сады вторгаются библиотекари, дёргая то там, то сям «растительность» для своих «букетов». Впрочем, коллеги, и вам этот способ знаком и привычен. Так и рождаются викторины, конкурсы и целые игровые программы. К праздникам, юбилеям писателей, к Неделе детской книги.
Мы в очередной раз открыли весенние каникулы в Театре для детей и молодёжи, завязав в один тематический бантик и Год семьи, и Неделю детской книги.
«Тёплый дом детства» – так была названа игровая программа ЦГБ для зрителей, пришедших в первый день каникул на первый спектакль. И снова идеальным материалом для работы стали сказки: русские и зарубежные, старинные и современные – неиссякаемый источник нашего вдохновения. Вдохновение было избирательно. На этот раз черпали то, что было связано с семьей и воспитанием.
Сказочные семьи: быт, традиции, родственные связи. Что делает семья Мумми-троллей, когда приходит зима? Кто те двадцать пять братьев, чьей матерью была старая оловянная ложка? Кем приходятся друг другу царь Салтан и князь Гвидон? Какой семье адресовано письмо по адресу: Италия, Деревянная лачуга чуть побольше ящичка для огородной рассады?
В этой игровой зоне, названной «Идём в гости», можно было позвонить в колокольчик и распахнуть двери, ведущие…куда? В сказку, конечно. И ничего, что двери бумажные, а герои нарисованные.
За полчаса до начала спектакля желающие могли успеть сдать экзамены в Академии сказочной педагогики и получить диплом. Ах, если бы дипломы и в жизни выдавали с такой скоростью! Одно слово – сказка! Взрослым вручались специальные памятки: «Основные принципы сказочной педагогики». Разумеется, после этого они просто обязаны стать лучшими воспитателями в мире.
В третьей игровой зоне можно было узнать: кто и почему сочиняет сказки, кто становится их героями и первыми слушателями, кто рассказывал волшебные истории сказочникам, когда они были маленькими. А на вопрос: «Куда идти за сказкой?» давался чёткий, распечатанный на разноцветных листочках, ответ: адреса и телефоны муниципальных библиотек.
Дети тянули руки, радостно выкрикивали ответы, с удовольствием получали в подарок «Классные журналы» и бежали к следующей игровой площадке.
Сотрудничество с Омским театром для детей и молодёжи продолжается уже несколько лет. Мы пробовали разные формы. И признали наиболее удачной именно эту: когда за полчаса до начала спектакля в фойе начинают работать несколько игровых площадок. Причём, аудитория – не собранная нами, а обычные зрители. Среди них обязательно находятся настоящие «знайки», успевающие пройти везде и выполнить все задания. Остальные дети могут ошибаться или чего-то не знать. Главное – азарт и интерес. А наша цель – не выпустить пулемётную очередь вопросов, и дать ребятам какое-то новое знание или хотя бы привлечь внимание к теме, к книге, к автору.
В год 200-летия Х.К. Андерсена ТЮЗ давал «Снежную Королеву». А библиотеки пригласили зрителей в Андерсенград. Тогда это было стопроцентным попаданием. Однако мы не собираемся каждый раз привязывать свою программу к теме спектакля. Велика мировая литература, и отступать в ней есть куда.
Мы уже убедились, что подобные программы интересны и детям, и сопровождающим их взрослым. Театр приобретает новых поклонников, а библиотека – новых читателей.
Но вот призы отданы в детские руки, прозвенел третий звонок, и фойе опустело. Всё, что выращивалось не один день, облетело за полчаса. Однако в следующем году так просто мы из ТЮЗа не уйдём.
На этот раз перспективное предложение поступило от заведующей педагогической частью театра Маргариты Деянышевой. В следующем году муниципальные библиотеки смогут повторять свою программу неоднократно в течение всей Недели детской книги.
Так что, да здравствует читатель и зритель в одном лице! И да здравствует многоликий театр и многоликая библиотека, объединённые не только официальным словом «сотрудничество», но и вечной верой в вечные ценности!
Лариса Зайцева, ЦГБ