Май 2008
Магический манок, или Поймать на дудочку
Библиотека им. Маркса является участником нового культурно-просветительского творческого проекта ЦСМБ «Театр книги», разработанного с целью организации культурно-досуговых театрализованных мероприятий, формирующих позитивное отношение к чтению и способствующих поликультурному воспитанию подрастающего поколения. Планируется, опираясь на лучшие образцы отечественной, зарубежной прозы и поэзии, использовать различные формы театрализации, ориентированные на популяризацию литературы духовно-нравственного содержания, социализацию и эмоционально-эстетическое развитие детей, пробуждение интереса к незаслуженно забытым книгам.
Одним из ожидаемых результатов реализации проекта станет повышение профессиональной компетентности специалистов муниципальных библиотек. С этой целью библиотека им. Маркса совместно с сотрудниками городского драматического театра «Студия» Л. Ермолаевой организовали проведение семинара-тренинга «Манок в работе ведущего игрового действия», направленного на освоение неформальных приёмов этического привлечения зрителей в игру.
Игра – древнейший элемент человеческой культуры. Ещё на Руси обрядовые действа назывались игрищами. В 19 веке игра была предметом философских размышлений Фридриха Шиллера, который считал, что «из всех состояний человека именно игра делает его совершенным», даёт «высокое душевное равновесие и свободу духа, соединённое с силой и бодростью». В своей работе библиотекарь часто выступает в роли ведущего при организации различных игровых программ. От его умения сосредоточить внимание и включить участников в процесс игры зависит эффективность решения задач воспитания и обучения. Для этого существуют специальные психологические приёмы привлечения внимания, так называемые манки, о которых и было заявлено в названии тренинга.
В словаре Ожегова манок определяется как свисток, дудочка для подманивания зверей, птиц. С точки зрения драматургии и режиссуры зрелища, манок – приём, магическая способность ведущего незаметно наладить контакт с аудиторией и включить её в работу – вызвать на сцену, побудить принять участие в игре. Всего два главных манка – ведущий, его стиль, шарм, рассчитанный образ, темперамент, эрудиция, мировоззрение и люди, которые включаются в игру. Манком может быть также имя, цвет одежды, отгаданная загадка, незаконченная реплика, наигранная беспомощность, неуверенность ведущего (манок основан на такой особенности русского характера, как стремление помочь), хороший тост, предмет или игровой реквизит, имидж ведущего, мелодия узнаваемой песни и многое другое. С помощью этих маленьких хитростей участник игры незаметно для себя вливается в её процесс.
Педагог-организатор городского драматического театра «Студия» Л. Ермолаевой Юлия Машурова при проведении семинара-тренинга руководствовалась пособием В.В. Панфилова «Игровое действо в драматургии праздника». В ходе тренинга теоретические аспекты подтверждались практически. В каждой игре должно быть некое творческое начало, приковывающее внимание и приглашающее к участию. Был определён человек-дудочка, человек-манок, и постепенно ему удалось вовлечь всех в танец, который стал своеобразным обрядом, подготовившим аудиторию к активному участию в тренинге. Не случайно ещё в древности, у первобытных племён существовал магический обряд, предварявший охоту: танцы имитировали телодвижения мужчин во время охоты, в конце ритуала его участники поражали копьями изображение зверя, нарисованное на земле. Это было своего рода репетицией действа.
После общих танцев участники тренинга отвечали на вопросы, пели, затем были разделены на команды, и каждая представила свои манки, используемые при проведении мероприятий и для привлечения читателей в библиотеку.
На пороге становления информационного общества для социума становятся привлекательными современные библиотеки, владеющие компьютерными технологиями, предоставляющие доступ к Интернет-ресурсам, обладающие высоким имиджевым статусом. Но не менее важно то, что в век информатизации библиотека, прежде всего – место межличностных коммуникаций, где библиотекарь создаёт притягательный образ, вызывающий у людей чувство взаимной симпатии и доверия. Улыбка, похвала, открытость привлекает не только читателей, но и специалистов других учреждений и организаций, которые ценят во всём живую душу и только тогда готовы к сотрудничеству. Как отметила в заключении Ю.К. Машурова: «В библиотеках есть что-то семейное. Здесь всегда чувствуется человеческое тепло, радость, доброта».
Библиотека им. Маркса и театр «Студия» Л. Ермолаевой в ближайшее время планируют провести семинар по адаптации художественного текста и подготовке сценария, а также организацию театральной постановки по сказке Г.Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик».
Марина Любимова, библиотека им. Маркса