На этот раз сценой для раскрытия профессиональных качеств и компетенций молодых библиотекарей стал популярный среди омской молодёжи киноцентр «Галактика».
Претендентками на обладание символа конкурса и главного приза – цифровой фотокамеры – в 2010 году выступили шесть молодых библиотекарей: Екатерина Заседателева (библиотека им. Маркса), Татьяна Раскатова (ЦГБ), Любовь Сибина (библиотека им. Маркса), Ольга Елохина (библиотека №29), Нина Какуля (библиотека им. Ломоносова) и Марина Лоппер (библиотека «Мир женщины»).
«Первоцвет - 2010» включал три этапа: составление рекомендательного пособия для молодежи, создание социального плаката и его презентацию.
Рекомендательное библиографическое пособие. Пособия получились разными и интересными. В них представлены книги, журналы, интернет-ресурсы. А, кроме того - советы, цитаты, факты, реплики читателей, фотографии, рисунки и всевозможные указатели. Актуальность и тематическое разнообразие конкурсных работ отметили все члены жюри. Нина Какуля (библиотека им. Ломоносова) пригласила войти в мир молодежных субкультур. Субкультура – значит «по-другому». По-другому жить, одеваться, слушать другую музыку. Для одних желание протеста проходит с возрастом, для других – становится профессией и судьбой. Попробовать их понять и познакомиться с панками, готами, эмо, экстремалами и другими «героями нашего времени» Нина предлагает читателям своего рекомендательного списка литературы.
Марина Лоппер (библиотека «Мир женщины») представила на суд жюри библиографический указатель для молодежи с двояким названием – «Охота на работу!». Охота – как жажда деятельности и охота – как поиск и попадание в цель. Это рекомендательное пособие может стать проводником на пути выбора профессии и дать ответы на вопросы трудоустройства с психологической и юридической точки зрения. В приложениях имеется памятка «Основные методы активного поиска работы». Так что, указатель в руки и – удачной охоты!
Татьяна Раскатова (ЦГБ) предлагает молодым людям поиск иного рода. Поиск себя, своего пути в искусстве и в жизни, поиск духовных ориентиров. Указатель «Россия молодая православная» - это цветной молодой православный взгляд на главные темы нашей жизни. Авторы представленных в указателе документов – наши современники: ученые, священнослужители, общественные деятели, известные и начинающие поэты и прозаики. В пособие включены интересные факты и фрагменты книг. Открывая его страницы, понимаешь – чтение начинается прямо сейчас!
Екатерина Заседателева создала свой библиографический указатель совместно с молодыми читателями библиотеки им. Маркса, которые поделились мнениями, рассказали о понравившихся книгах и своих увлечениях. А то, что интересно одним, может быть интересно и другим. Путешествия, спорт, искусство, художественная литература. Информация «цепляет» читателя и толкает его к новым поискам. «Открывая мир вместе с книгой», вы сделаете свою жизнь ярче!
Еще одна представительница библиотеки им. Маркса – Любовь Сибина провела опрос среди участников молодежного творческого проекта «Реальное признание», действующего в библиотеке, и предложила обратиться к книгам прикладного характера. В результате получился рекомендательный указатель «Реальные книги «Реального признания»: Молодые – молодым», который объединил 25 живых отзывов о книгах на разные темы: философия, религия, психология, педагогика, кулинария. Их оставили: молодая мама, менеджер, переводчик, музыкант, инженер, работник железной дороги, студенты и другие активные читатели.
Ольга Елохина (библиотека № 29) выбрала тему, актуальную в год Великой Победы - «За нашу любовь отправляюсь я в бой». Ее рекомендательный список включает прозу и поэтические произведения, посвященные Великой Отечественной войне. А вернее – любви. Любви спасающей, охраняющей, хрупкой и сильной. К Родине, к друзьям, к близким, к ушедшим на фронт, к оставшимся ждать. Любви, которую не отменяет даже война.
Рекламный плакат. Вторым заданием конкурса стало создание социального рекламного плаката. Социальная реклама не имеет своей целью продвижение товара или услуги. Скорее, это продвижение идеи или привлечение внимания к какой-либо проблеме. Библиотека, как публичный институт, имеет определенный авторитет и способна позитивно влиять на негативные процессы, возникающие в обществе. Молодым библиотекарям было предложено выбрать актуальную социальную проблему и представить ее аудитории в формате рекламного плаката.
Темы, определенные конкурсантками, отличаются патриотизмом и неравнодушием к своей профессии: сохранение памяти о подвиге русского народа в Великой Отечественной войне и чистоты русского языка; любовь к родному краю и самовыражение через творчество; продвижение библиотеки и призыв к чтению.
На третьем этапе - публичной презентации плаката - участницам надо было не просто выигрышно продемонстрировать свое творчество, но и коротко осветить суть социальной проблемы, озвучить идею ее решения, ориентируясь на ресурсы и возможности библиотеки. И конкурсантки справились превосходно. Идее презентации было подчинено все: образ выступающей, музыкальное и визуальное сопровождение, группа поддержки, атрибутика. В каждом выступлении была своя острота и своя «изюминка». Например, в презентации Екатерины Заседателевой (библиотека им. Маркса), в которой говорилось о сохранении русского языка, четко прослеживалась символика России: бело-сине-красный костюм конкурсантки, символизирующий триколор, российский флаг в руках молодого россиянина-богатыря.
Видеоряд, посвященный Великой Победе и поддерживающий выступление Ольги Елохиной (библиотека №29), был выполнен в черно-белой гамме и включал семейные фотографии военных лет, на которых изображены еще молодые дедушки и бабушки Оли, солдаты и труженики тыла. Лицом плаката стал ветеран Великой Отечественной и читатель библиотеки №29. А завершило эмоциональное выступление стихотворение еще одного ветерана и жителя микрорайона в исполнении самой Ольги и юных читателей библиотеки.
Нина Какуля, самая молодая участница нашего конкурса, (библиотека им.Ломоносова) и Любовь Сибина (библиотека им.Маркса) (продолжение на стр.8) (продолжение. Начало на стр.7) представили на суд жюри рекламные плакаты в поддержку проектов, уже стартовавших в библиотеках: просветительского – «Омск – город, достойный любви!» и творческого – «Реальное признание». Причем, проект «Реальное признание» – авторская работа Любови Сибиной, идея которого объединение талантливой молодежи в стенах библиотеки, создание площадки для реализации и демонстрации творческого потенциала молодых омичей.
Презентацию плаката Любы на конкурсе поддержали участники ее проекта, поэты и музыканты, с призывом «Расправь крылья творчества, друг!»
Родному городу посвящалась презентация Татьяны Раскатовой (ЦГБ). Лозунг плаката «Нам есть, что сохранять!» подтвердило романтическое видео, созданное специально для выступления. Действительно есть. Вот эти улочки, по которым гуляют влюбленные парочки; эти храмы, определившие Омск душой Сибири; «Омскую крепость», возрожденную для потомков, а еще наши чувства, нашу любовь друг к другу. Раскроем маленький секрет Тани. Подготовка к конкурсу совпала с подготовкой к ее свадьбе. Уверены, что девиз рекламного плаката будет перенесен из профессиональной и в семейную жизнь Татьяны.
Плакат Марины Лоппер (библиотека «Мир женщины») по композиции и стилистике очень напоминает знаменитые в 20-е и 40-е годы в СССР плакаты Дмитрия Моора «Ты записался добровольцем?» и Ираклия Тоидзе «Родина-мать зовет!».
В свое время основоположники советского политического плаката заимствовали стиль исполнения у Джеймса Монтгомери Флегга с его рекрутингового плаката «Ты нужен американской армии» (1917г.). Этот знаменательный продукт рекламного гения на многие годы вперед стал каноном социальной рекламы. И, как продемонстрировала Марина, актуален сегодня: «А ты записался в библиотеку?».
Победительницей 2010 года была признана Татьяна Раскатова, методист отдела организационно-методической работы ЦГБ. По традиции Татьяне достался символ конкурса – «золотая» статуэтка «Первоцвета» и цифровая фотокамера.
В 2010 году организаторы ввели номинацию – «Зрительская симпатия». Спонсором номинации выступил Музей народного художника Кондратия Петровича Белова. Прекрасным весенним подарком для обладательницы приза зрительских симпатий стал собственный портрет, написанный рукою мастера. А самых громких аплодисментов зрителей удостоилась Любовь Сибина (библиотека им. Маркса).
Кроме того, давний партнёр омских муниципальных библиотек компания «ПРОМЭКС-ИНФО» учредила специальный приз за победу в интеллект-игре на знание российского законодательства. Быстрее и правильнее всех на вопросы ответила Ольга Елохина (библиотека № 29), получившая web-камеру для персонального компьютера.
Мы также хотим поблагодарить за поддержку конкурса «Первоцвет-2010» Ирину Тягельскую, заведующую книжным магазином «Читай-город» и Валерию Седельникову, управляющую киноцентром «Галактика».
Очередной конкурс молодых специалистов омских муниципальных библиотек завершился. Совсем скоро «Первоцвет» вновь даст возможность молодым библиотекарям ЦСМБ проявить себя. И объединит нас всех, потому что мы, работающие в разных концах большого города, разделённые расстоянием, во время подготовки и проведения конкурса становимся ближе, лучше узнаем друг друга и дарим праздник себе и друзьям, которых с каждым «Первоцветом» становится все больше и больше.
Лариса Зайцева, Надежда Вяткина, ЦГБ