Это было в конце прошлого века, когда ЦГБ еще не отбросила часть своего большого тела на Масленникова-62. Группа товарищей старательно тащила по коридору «Ленинки» большую газовую плиту. Откуда, куда и зачем – уже не помню. Через сколько-то метров Лена Силеманова задумчиво сказала: «А кирпичи, наверное, надо было вынуть…». И мы загнулись от хохота, забыв про приложенные усилия. (Противень был меньше размеров духовки и его ставили на два больших кирпича).
Светлый и противоречивый образ начальника отдела дизайна Елены Алексеевны Силемановой легко описать в компании знающих и понимающих людей, которые, смеясь, будут наперебой вспоминать ее фразы, и трудно – в корпоративной газете, потому что интонация может быть прочитана неверно.
Лена – это едкое чувство юмора, невозмутимость и незримо светящаяся на голове корона. «Ты собираешься смотреть фильм такой-то?» – «Не знаю». – «Надо посмотреть, – назидательно говорит Лена, – я стараюсь смотреть «оскароносные» фильмы».
В кабинете у художников звучат незатейливые, даже примитивные, песни. «Вы ЭТО слушаете?» - поражаюсь я. «Понимаешь, сильно повысился интеллектуальный уровень, – серьезно отвечает Лена, – надо притупить».
Сейчас, спустя годы, картинка та же.
Занятия йогой. Желающие размять утомленное библиотечной работой тело располагаются на тренировке в два ряда. Пришли не все, и ряд, где стоит Елена Алексеевна, более свободен. Инициативные предлагают не тесниться и кому-то перейти в эту линию. «Не надо перегружать элитный ряд», – пресекает инициативу Е.А. После завлекательного обещания инструктора, что данные упражнения сделают фигуру красивой, задает вопрос: «А у кого она и так красивая?» А в конце занятий, не в силах подняться с коврика: «Ну, все, главного дизайнера системы вы потеряли».
Девушку украшает скромность? Это когда других украшений нет. Ироничное величие очень идет Елене Алексеевне и веселит окружающих.
Художником, то есть дизайнером, Елена Алексеевна была не всегда. Некоторые еще помнят ее библиотекарем читального зала, куда она пришла в 1982 году после окончания библиотечного техникума. С посетителями она была очень деликатна.
Но несколько лет в читальном зале не смогли наставить Е.А. Силеманову на истинный библиотечный путь. Ее манила неверная, но прекрасная стезя большого оформительского искусства. Благотворное влияние профессионального художника-оформителя, работавшего в те годы в ЦГБ, и личные способности привели Лену в вечернюю художественную школу. Живопись, графика, композиция… А в библиотеке – выставки, тематические полки… С упоением вырезая буквы из пенопласта, Лена еще не знала, что в будущем станет выступать с докладами типа «Социальное пространство библиотечного здания как составляющая культурной политики», давать мастер-классы и ездить в командировки по приглашению.
Творческие искания на работе разбавлялись мелким хулиганством. Скажем, пока оформитель Саша обедал, на выставке, посвященной Первомаю, среди белых голубей возникала черная ворона. Саша ругался, а коллеги полагали, что так было задумано: борьба добра и зла. (Дети! Не будьте, как Лена! Будьте, как Саша!).
Или в неожиданном месте коллег встречало некое существо, созданное из швабры, вешалки, рабочего халата, косынки и очков. На шее существа висела табличка: «Так будет с каждым, кто проработает в ЦСМБ 30 лет». Господа стажисты, читающие эти строчки! Не примите это на свой счет и простите молодости невинные шалости. Тем более, что героиня статьи сама приближается к указанному сроку и при этом выглядит еще лучше, чем прежде.
Сейчас она возглавляет отдел, годовой план которого однажды был назван «Основные направления свободного полета». Здесь много шутят, стреляют из табельного оружия (клеевого пистолета) и ломают стекло руками. Здесь делают огромные игральные кубики, кроят гигантские башмаки, выводят верблюдов под пальмами, строят города, создают планеты, под новый год пасут стада зодиакальных животных, предназначенных кому-то в подарок, выращивают причудливые композиции. И все это из бумаги, картона, пластика, каких-то бусинок, сухих цветов и листьев.
В общем, отдел дизайна делает этот мир лучше. По крайней мере, муниципальные библиотеки этого мира. Потому что у одного сотрудника за спиной архитектурное образование, другой учится в институте сервиса, третий устраивает выставки работ по фотодизайну в ТГ «Сибирская пирамида». А единственный библиотекарь отдела, честно (и хорошо) отучившийся в институте культуры, легко и непринужденно руководит этой богемной средой, ценя и любя каждого: профессионально и просто так. «Вот Наташа. Наташа – она дико трудоспособная. Не успеешь дать задание, уже сделала».
Из троллейбуса, провожая взглядом свою подчиненную, которая утром по привычке направляется на Бульвар Победы (а отдел уже переехал на Масленникова): «Оленька у нас такая девочка видная. Смотри, как хорошо идет!»
Отдел стабилен, спаян совместной работой и праздниками, и даже бывших сотрудников, завязавших с ЦСМБ, порой тянет сюда, как севшего на диету тянет к любимому пирожному.
Теряясь от обилия направлений, по которым можно пойти в рассказе о Елене Алексеевне Силемановой, остановлюсь на одном, очень ярко ее характеризующем.
Если закон реинкарнации все-таки действует, и эту жизнь мне пришлось бы прожить в другом образе, то хорошо было бы явиться собакой или кошкой где-нибудь на пути Лены Силемановой. Тогда мне был бы обеспечен минимум в виде сосиски, если встреча случайна и мимолетна, и максимум в виде домашнего тепла, вкусной еды, витаминов и игрушек ко дню рождения, если мы будем жить одной семьей.
Воспитательница и покровительница целой плеяды породистых эрдельтерьеров, ныне нежная хозяйка кошки Муси, Елена Алексеевна практически не в состоянии пройти мимо бесхозной живности, то есть кошек и собак, гуляющих сами по себе. Она их кормит, дает имена новорожденным и старается пристроить подрастающее поколение, многозначительно говоря сомневающемуся: «ТАМ тебе это зачтется!» Ну, ей-то зачтется наверняка.
Рамки газетной статьи трещат под напором информации, и невероятным усилием я все же завершаю ее. Так закрывают туго набитый чемодан, прижав коленом крышку и с сожалением глядя на ворох вещей, оставленных за бортом. Многое не сказано, и парадным написанный портрет не назовешь. Тем не менее, это всем известное лицо – несомненное украшение галереи сотрудников ЦСМБ, и ее жизнь в искусстве муниципальных библиотек состоялась.
Лариса Зайцева, ЦГБ