БЭМС 1(8) 2004

ПОДДЕРЖКА ЧТЕНИЯ В ОМСКЕ. ПЛАНЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Что мы читаем? И читаем ли вообще? Возможно ли гармоничное развитие личности без книги? Почему современные дети выбирают видео и интернет, а чтение литературы становится для них обременительным занятием? Как повысить престиж и статус чтения? Задумавшись над этими вопросами, ЦСМБ приняло решение о создании комплексной долгосрочной программы «Омск, читай!»

"Предварительное знание того, что хочешь сделать, дает смелость и легкость". Так сказал Дени Дидро, и он был прав. Специалисты муниципальных библиотек определенно знают, что хотят сделать в плане литературного просвещения омичей, и это дает им смелость и легкость в реализации проектов.

Но отдельные проекты не способны привести к определенному перелому ситуации, сложившейся с чтением сегодня. Очевидно, необходима долговременная программа. Статистика бьет тревогу: каждый третий россиянин практически не читает книг и каждый 10-й – газет. Нерегулярное чтение характеризует каждого пятого россиянина. Количество людей, не имеющих личных библиотек, увеличилось на 34%. Формируется поколение нечитающих родителей, возникает проблема передачи детям духовной культуры, в частности, книжной. По детскому чтению Россия занимает 28 место в списке из 32 стран. Данные убедительны. Специалисты все чаще говорят о кризисе чтения: падает символический статус чтения и его престиж, меняется восприятие печатного текста и информации, мотивация чтения и репертуар читательских предпочтений.

Осознавая это, мы приняли решение о создании комплексной долгосрочной программы "Омск, читай!"

Программа рассчитана на 5 лет, охватывает все возрастные категории и предполагает участие городского сообщества.

Результаты экспресс-опроса, проведенного в нашем городе в декабре-январе, подтвердили предположения о том, что общественность города разделяет тревогу за состояние чтения в России (и соответственно, в Омске) и готова высказать определенные предложения по изменению ситуации.

Было опрошено 80 организаций, предприятий, учреждений разных форм собственности в лице их руководителей. Цель экспресс-опроса – выяснить отношение общественности Омска к проблеме чтения. В список респондентов были включены авторитетные личности, люди, которые формируют общественное мнение. Это представители законодательной и исполнительной власти, сферы культуры и образования, издательских и писательских организаций, книготорговых фирм, общественных организаций, банковского дела и омского предпринимательства, СМИ.

Мнения респондентов разделились при ответе на вопрос: "Какое место занимают чтение и книга в Вашей жизни?" Одни отдают предпочтение деловому чтению – в силу своей занятости (50%). Другие, несмотря на насыщенный ритм жизни, все же находят время на чтение для души.

В анкету был включен вопрос: "Разделяете ли Вы тревогу за состояние чтения в России и в Омске?". 6% респондентов тревоги не разделяют и считают, что процессы отчуждения от чтения обусловлены рядом объективных причин и поменять ситуацию в корне невозможно. Всех остальных волнует судьба книги. Их ответы объединяет тревога за то, что духовный опыт современного человека подвергается грубой трансформации – достижения цивилизации отодвигают на 2-й план книгу (68%). Еще одна причина для беспокойства – сегодняшние фонды библиотек (8,7%). И 12% респондентов отмечают низкое качество выпускаемой литературы.

А.А.Кивич, ОАО «Омский бекон»

Самое время привести высказывание из ответа А.А.Кивича (ОАО "Омский бекон"): "Очень хорошо, что о проблеме чтения в нашей стране стали говорить. Это значит, что проблема вскрыта, и есть уверенность – современными усилиями она будет решена".

Были предложены и пути решения проблемы. Вопрос "Как вы считаете, что нужно сделать, чтобы вернуть нашим детям вкус к чтению?" заставил респондентов задуматься. Из их ответов можно составить следующий перечень предложений:

Научить читать родителей. Выстроить работу с семьей. Возродить традиции семейных чтений (45%).

"Считаю, что вкус к чтению формирует семья". Е.И.Белов, мэр г.Омска.

"Все должно начинаться с семьи. Надо личным примером побуждать к чтению". В.Н.Степанов, президент ОАО "Омскпромстройбанк".

"Повысить ответственность родителей за приобщение ребенка к книге". Л.В.Чупринина, директор гимназии №19.

Сделать доступным приобретение литературы для семьи и муниципальных учреждений. Повысить тиражи выпускаемых книг (за счет государственных дотаций и муниципальных властей) (9,6%).

"Сделать книгу общедоступной". С.А.Алексеенко, директор Омского книжного издательства.

"Не истреблять цену знаний на уровне государства". В.С.Решетников, директор лицейского театра.

"Снизить НДС на детскую литературу". Г.И.Тюленева, ЧП.

Разработать программы, проекты по приобщению к чтению, по формированию читательской культуры (8,7%).

"Нужна четко разработанная программа воспитания молодежи по всем направлениям искусства и культуры". Н.Т.Пашков, председатель Омского отделения Российского детского фонда.

"Главное, чтобы эта работа была целенаправленной и проводилась систематически – проекты, программы". Л.А.Ступникова, к.п.н., преподаватель ОмГУ.

Пополнить библиотеки города современными хорошо иллюстрированными книгами. Предоставить ребенку возможность увидеть красивую интересную книгу в детской библиотеке (28,5%).

"Библиотека должна быть как книжный магазин – чтоб глаза разбежались. А наши фонды – уровень 70-х годов". Н.Н.Бусыгина, зав. Первой детской библиотекой.

Е.И.Белов, мэр г.Омска

В.Н.Степанов, президент ОАО «Омскпромстройбанк»

Г.И.Тюленева, ЧП

Т.Г.Четверикова, председатель Омской писательской организации

Продолжение