Информационные листовки

Давид Давидович Бурлюк

Имя известного российского поэта и художника Давида Бурлюка хорошо знакомо омичам, а его судьба неразрывно связана с именем нашего города, с историей и культурой Омска.

Давид Давидович Бурлюк родился 9 июля 1882 года на хуторе Семиротовщина Харьковской губернии. Учился в Казанском (1898–1899) и Одесском (1899–1901) художественных училищах, в Мюнхенской академии искусств (1902–1903). В 1904 году работал в мастерской художника Ф. Кормона в Париже. Участвовал в художественных выставках в России и за границей. В 1910 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, из которого в 1914 году был исключен (вместе с В. Маяковским) за «участие в публичных диспутах». Печататься начал с 1899 года.

Давид Бурлюк – один из первых русских футуристов, организатор группы кубофутуристов. Во время первой мировой войны жил в Москве. В апреле 1918 года уехал из Москвы и 1918–1920 годы провел в скитаниях по городам Урала, Сибири и Дальнего Востока.

В 1919 году жил в Омске, активно участвовал в художественной и литературной жизни города: устраивал художественные выставки, читал лекции, проводил дискуссионные вечера о современном искусстве. В омских афишках той поры, извещавших о футуристических выставках-«летучках», Бурлюк неизменно именовался «отцом российского футуризма», художником, поэтом и лектором. На одной из таких выставок он показал омичам более 30 своих живописных работ, в частности, портрет своего друга Владимира Маяковского и «песнебойца» Василия Каменского, тоже футуриста. Обычно на литературных вечерах Давид Бурлюк читал свои стихи, стихи друзей-футуристов, отвечал на вопросы, задорно «агитировал» за новое «левое» искусство и даже пел. Шла Гражданская война, время было суровым, и то, что вытворял в провинциальном Омске Бурлюк, правильнее было бы назвать искусством выживания в экстремальных условиях. Нашему городу Давид Бурлюк посвятил одно из своих стихотворений «Омское» (1919). Уезжая из города, он оставил некоторые свои рисунки писателю А.С. Сорокину (хранятся в Омском музее изобразительных искусств).

В 1919–1920 годах Бурлюк работал в дальневосточной газете; в Чите и Владивостоке принимал активное участие в деятельности группы «Творчество». С 1920 года жил в Японии, с 1922 – в США, работал в газете «Русский голос», издавал журнал «Цвет и рифма», занимался изобразительным искусством. В 1956 и 1965 годах он приезжал в СССР, где встречался с друзьями Н.Н. Асеевым, Л.Ю. Брик, посещал Музей В.В. Маяковского на Таганке и Театр сатиры (пьесы «Клоп» и «Баня»). Давид Давидович Бурлюк умер 10 февраля 1967 года в Лонг-Айленде (США).

Творец, он всегда верил в будущее, дрался за новое искусство и новое в искусстве. Его стихотворение «Утверждение бодрости» навсегда вошло в хрестоматии русского поэтического авангарда. Живопись Бурлюка изучается искусствоведами. Ничто не забыто. Значит, и факт его пребывания в Омске не подлежит забвению.