От составителя
│
1
│2
│
3
│
-1-
Скульптура (лат. sculptura, от sculpo – высекаю, вырезаю),
ваяние, пластика (греч. plastike, от plasso - леплю), вид искусства,
основанный на принципе объемного, физически трехмерного изображения
предмета. Как правило, объект изображения в скульптуре – человек, реже –
животные (анималистический жанр), еще реже – природа (пейзаж) и вещи
(натюрморт).
Различают две основные разновидности скульптуры: круглую скульптуру, которая
свободно размещается в пространстве, и рельеф, где изображение располагается
на плоскости, образующей его фон. К произведениям круглой скульптуры, обычно
требующей кругового обзора, относятся: статуя (фигура в рост), группа (две
или несколько фигур, составляющих единое целое), статуэтка (фигура,
значительно меньшая натуральной величины), торс (изображение человеческого
туловища), бюст (погрудное изображение человека) и т.д. Формы рельефа
варьируются в зависимости от его назначения и положения на архитектурной
плоскости [фриз, фронтонная композиция, плафон и т.д.]. По высоте и глубине
изображения рельефы подразделяются на низкие (барельеф), высокие (горельеф),
углубленные и контррельефы.
По содержанию и функциям скульптура делится на монументально-декоративную,
станковую, скульптуру малых форм. Монументально-декоративная скульптура
рассчитана на конкретное архитектурно-пространственное или природное
окружение. Она носит ярко выраженный общественный характер, адресуется к
массам зрителей, размещается прежде всего в общественных местах – на улицах
и площадях города, в парках, на фасадах и в интерьерах общественных
сооружений. Монументально-декоративная скульптура призвана конкретизировать
архитектурный образ, дополнять выразительность архитектурных форм новыми
оттенками.
История монументальной скульптуры в России насчитывает около 300 лет.
Прекрасные творения скульпторов XVIII-XX веков в изобилии украсили площади и
общественные здания обеих столиц. В Сибири же скульптура как средство
монументальной пропаганды и как способ организации конкретного
архитектурного пространства значительного развития не получила. В Омске
интересные опыты использования монументальной скульптуры в убранстве
общественных и административных зданий появились только в начале XX века:
фигура Крылатого гения над главным подъездом театра Драмы, четыре
аллегорические женские фигуры на фронтоне бывшего Управления Омской железной
дороги, атлант и кариатида на здании бывшего филиала Русско-Азиатской
компании (ныне здания мэрии), автором которых принято считать
Ф. Винклера.
│ 1
│2
│
3
│
|