Роберт Михайлович Удалов родился в 1930 году. Военное детство,
иркутское ФЗО, где учился на столяра, после чего главные навыки «трудовика»
(будущего учителя труда) получал, работая с японцами-военнопленными (квантунская
армия была огромная, профессионалов с гражданскими профессиями – хоть
отбавляй). Потом три года в армии на Чукотке в инженерно-саперном батальоне.
И с 1953 года – в Омске.
Работал фрезеровщиком на заводе имени Баранова, в артели «Мебельщик».
Окончил заочно филологический факультет педагогического института, и все
60-е – учитель труда: два года в 70-й школе, семь лет – в 125-й. Уже работая
в 70-е заведующим кабинетом трудового обучения областного института
усовершенствования учителей, окончил заочно аспирантуру в Москве (над
диссертацией работал – снова вернувшись в школу учителем труда). Довелось
также быть инспектором ГорОНО, столяром на заводе.
И все эти годы несуетно рождались стихи, рассказы для детей.
И еще была совершена великая человеческая (и писательская) акция: Удалову
удалось «найти следы» своего отца, погибшего в годы Великой Отечественной
войны. Весь боевой путь кавалерийской дивизии, в которой служил отец, Роберт
Удалов «прошел пешком». Так появилась документально-художественная повесть
об отце «Петрович», напечатанная в альманахе «Омская старина».
«Болдинская осень» пришла к Роберту Михайловичу Удалову в
90-е. Учитель труда вышел на пенсию; поэт и прозаик Удалов «вышел к
читателю». Первая книжка – в 65 лет. И далее по нарастающей, с постоянными
встречами со своей любимой «читающей аудиторией» - детьми. Он автор книг
«Дым коромыслом», «Радостно смеется снеговик», «Опасные повороты», «Как-то
раз…». Одно из последних произведений – повесть для взрослых («и прежде
всего для учителей», - как говорит сам автор) «После звонка».
«Несуетная доброта» - так определил его творческий метод омский журналист и
писатель Сергей Денисенко. И как его составляющие – прекрасное чувство
стиля, формы, виртуозное понимание психологии ребенка.
Член Союза российских писателей.
|